В моей жизни есть только литература и ничего более...
07.04.2022Десятиклассница Лицея №103 Алиса Шаститко стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, который проходил в Москве с 27 марта по 2 апреля.
Триста девять школьников из восьмидесяти четырех регионов России, три тура, двадцать пять победителей, сто двадцать призеров. Так выглядит олимпиада в цифрах. Более подробно и в деталях о поездке в столицу написала сама Алиса, которая, кстати, имеет возможность поступить в любой вуз страны с литературным профилем без вступительных экзаменов.
Всё начиналось с далёкого седьмого класса, когда я впервые приняла участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. После первого призового места на муниципальном этапе я поняла, что у меня неплохо получается писать сочинения в разных жанрах и анализировать тексты. И тем более, мне это нравилось!
Восьмой класс. Первая победа. Так хотелось попробовать свои силы на региональном этапе, но только девятиклассники могли в нём участвовать. В следующем году я исполнила свою мечту. Помню, как во время инструктажа сказали: «Победители и призёры этого этапа олимпиады получат льготы при поступлении в институты Красноярского края». А я тогда думала: «Хоть бы призёр!» А в итоге, стала победителем!
В 2021 году прошёл первый в моей жизни заключительный этап. Тогда эта олимпиада мне представлялась невероятно сложной, но в то же время интересной и нужной. Я чувствовала, что нахожусь там, где должна находиться. Именно с того заключительного этапа началась моя серьёзная подготовка.
Произведения школьной программы стали сложней и интересней. Я начала больше читать, внимательней слушать на уроках учителя русского языка и литературы Ксению Владимировну Ломакину, впитывать каждое её слово. Помню, как перечитывала теоретический материал, который она давала на уроках, на занятиях по подготовке к олимпиаде, ещё моему брату, Данилу Шаститко, участнику регионального этапа, которому не хватило, буквально, одного-двух баллов до поездки на заключительный этап. Помню филологический практикум, который проводила Светлана Геннадьевна Липнягова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и методики её преподавания Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева. Помню множество замечаний по работам, помню дискуссии между участниками филпрактикума, помню сложные рисунки-схемы построения сюжетов… Хочу передать слова благодарности Ксении Владимировне Ломакиной и Светлане Геннадьевне Липняговой за их благородный труд. Благодаря им я смогла добиться своей главной цели!
В последнюю неделю перед поездкой на заключительный этап этого года я сделала в дневнике следующую заметку: «У меня появляется такое ощущение, что в жизни есть только литература и ничего более». Олимпиада для меня – самое главное состязание в жизни. Там необходимо не только продемонстрировать знания, но и показать умения в анализе текста или написать чувствах по поводу тех, или иных поэтических строк. Необходимо раскрыть себя. Раскрыть грамотно, без речевых ошибок, с чётко простроенной композицией.
И вот это свершилось!
* * *
Утром 27 мая делегация из Красноярского края вылетела в Москву. В ее составе только девушки- победители: девятиклассница Виолетта Дигальцева, ученица одиннадцатого класса Ульяна Уфимцева и я, собственно, - Алиса Шаститко… Сопровождает нас Светлана Геннадьевна Липнягова.
Все участники олимпиады размещались в отеле «Салют». Помню, как таксист привёз нас в какой-то двор и не смог внятно объяснить, где находится отель.
— Где «Салют»? – недоуменно вопрошала сопровождающая.
— Вот там! - отвечал водитель, указывая в куда-то на верхние этажи.
Не помню, как мы оказались внутри, но зато очень хорошо помню впечатление, которое произвёл на меня холл. Каменный, блестящий пол, начищенные стойки ресепшена, уютные диваны, обставленные чемоданами будущих жильцов, и небольшой фонтан прямо передо мной – всё дорого и богато… В соседнем зале находился ресторан, где обедали уже приехавшие участники олимпиады. Ба, знакомые все лица, да простит меня Фамусов! 2021 год, Артек, заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе. Ребята из нашего тогдашнего отряда практически в полном составе добрались до белокаменной. Вот это сюрприз! Даже заселение в номера не произвело должного эффекта. Они были двухместными, со всеми удобствами и с шикарным видом на небоскрёбы.
Все туры нашей олимпиады проводились в корпусе Московского педагогического государственного университета. В день приезда нас повели туда. В холле, нас ждали люди в жёлтых футболках и табличками с номерами команд. Я оказалась в седьмой, там было девятнадцать человек, все мои ровесники. Присматривали за нами вожатые – студенты МПГУ.
Церемония открытия началась с напутствий. Первым выступила заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова, затем ректор и преподаватели встречающего нас университета. Председатель жюри, Светлана Игоревна Красовская пожелала нам найти новых друзей-единомышленников, добиться ярких побед и новых достижений. На открытии выступили и приглашенные гости. Мне запомнился джазовый ансамбль и полуфиналист проекта «Голос» — Кирилл Суслов… В конце церемонии все участники одновременно запускали бумажные самолётики и загадывали желания.
День второй, а тур – первый. Мы анализируем текст писателя Юрия Валентиновича Трифонова «Кошки или зайцы?» о ловком хозяине итальянской траттории, который якобы подавал своим посетителям жареных кошек под видом зайцев. Парадоксальная притча о том, как с возрастом меняется отношение к окружающему миру. О ценностях, настоящих и фальшивых, о счастье, которое ушло и, кажется, уже не вернется…
День третий, тур второй – творческий. По отрывку из записи спектакля нужно определить автора и название произведения. Легко, скажете? А если язык незнакомый? Как по невербальным средствам коммуникации (языку тела, то есть) вычислить название постановки? На этот вопрос мы пытались ответить в эссе. После этого тура многие девушки уходили в слезах: догадаться, что это был «Гамлет» Вильяма нашего Шекспира действительно было сложно…
День четвертый – свободный. Я посмотрела постановку творческого коллектива «Воробьёвы горы» по мотивам произведения Евгения Александровича Евтушенко «Четвертая Мещанская». Актёрами были наши ровесники. Это самый лучший спектакль в моей жизни! Впечатлила задумка режиссёра: всё время на сцене находилось пятнадцать-двадцать детей, каждый из них мог сыграть совершенно любого персонажа, голос нарратива складывался из отдельных предложений от каждого выступающего. Это было очень интересное и удивительное зрелище!
Побывала наша делегация и в центре Москвы. Прежде всего на выставке работ французских художников. Я внимательно изучила каждую работу, всматривалась в каждый штрих. Потом увидела величественный Храм Христа Спасителя, купола которого очень красиво освещало солнце. Впечатлил удивительный Александровский сад, который наверняка летом гораздо красивее, чем весной. Стоит только представить фонтаны около скульптур, стоящих на выложенном голубыми плитками полу, и сразу осознаёшь, насколько прекрасно это место! Через Красную Площадь мы дошли до ГУМа, где я никогда не была до этого. Сказать, что я удивилась тому, что находилось внутри, ничего не сказать! Никогда не представляла, что помещение может быть настолько притягательным и вечно весенним внутри. Наша небольшая экскурсия закончилась дегустацией знаменитого мороженого в хрустящих стаканчиках.
Каждый день в МПГУ проводилась культурная программа, каждый мог принять участие в мастер-классах. Так, я посетила занятие по профориентации, где рассказывали о том, как выбрать будущую профессию, и о том, какие специальности появятся в будущем, например, дизайнер виртуальных миров. Это занятие было довольно полезным, весь материал я сохранила. Вечером же устраивали разборы заданий олимпиады.
День пятый, тур финальный, устный. Работаем с материалами из газет «Санкт-петербургские ведомости» от 31.01.1837 и «Московские ведомости» от 7 и 8 июня 1880 года. Нужно понять, о каких важных для русской литературы событиях там говорится, в каком контексте и как меняется к ним отношение. После этого тура я была не в духе, потому что не смогла ответить на вопросы жюри.
В остальное время я общалась с ребятами из команды, с вожатыми. Мне было интересно со всеми. Мы то обсуждали, в чём смысл жизни и что есть самовыражение, то рассказывали анекдоты друг другу! Всё происходило в атмосфере тепла, уюта и любви. Каждый был готов поддержать другого в случае чего. И все мы болели друг за друга. Так тепло становится на душе, когда осознаёшь, что на свете реально есть люди, которые способны искренне радоваться за достижения другого человека! Мы стали большой и крепкой семьёй за эти шесть дней поездки. Если бы не моя команда, эта поездка бы не стала для меня такой волшебной и счастливой!
Конечно, самым приятным событием поездки стало торжественное закрытие олимпиады и награждение. Я была уверена, что получу диплом призера, и моя мечта сбудется! Так и произошло. Когда я уезжала из Москвы, я, конечно, грустила, но к этому чувству примешивалось что-то ещё. Это была благодарность. Та любовь, в атмосфере которой я находилась, стала опорой для меня, фундаментом, точкой роста, тем, что помогло мне когда-то и поможет снова!
Алиса ШАСТИТКО,
ученица 10 класса,
Лицея №103 «Гармония»
Сайт Московского педагогического государственного университета
http://mpgu.su/vsosh/
Сайт Всероссийской олимпиады школьников: https://www.olimpiada.ru/vos2022/litr
Восьмой класс. Первая победа. Так хотелось попробовать свои силы на региональном этапе, но только девятиклассники могли в нём участвовать. В следующем году я исполнила свою мечту. Помню, как во время инструктажа сказали: «Победители и призёры этого этапа олимпиады получат льготы при поступлении в институты Красноярского края». А я тогда думала: «Хоть бы призёр!» А в итоге, стала победителем!
В 2021 году прошёл первый в моей жизни заключительный этап. Тогда эта олимпиада мне представлялась невероятно сложной, но в то же время интересной и нужной. Я чувствовала, что нахожусь там, где должна находиться. Именно с того заключительного этапа началась моя серьёзная подготовка.
Произведения школьной программы стали сложней и интересней. Я начала больше читать, внимательней слушать на уроках учителя русского языка и литературы Ксению Владимировну Ломакину, впитывать каждое её слово. Помню, как перечитывала теоретический материал, который она давала на уроках, на занятиях по подготовке к олимпиаде, ещё моему брату, Данилу Шаститко, участнику регионального этапа, которому не хватило, буквально, одного-двух баллов до поездки на заключительный этап. Помню филологический практикум, который проводила Светлана Геннадьевна Липнягова – кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и методики её преподавания Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева. Помню множество замечаний по работам, помню дискуссии между участниками филпрактикума, помню сложные рисунки-схемы построения сюжетов… Хочу передать слова благодарности Ксении Владимировне Ломакиной и Светлане Геннадьевне Липняговой за их благородный труд. Благодаря им я смогла добиться своей главной цели!
В последнюю неделю перед поездкой на заключительный этап этого года я сделала в дневнике следующую заметку: «У меня появляется такое ощущение, что в жизни есть только литература и ничего более». Олимпиада для меня – самое главное состязание в жизни. Там необходимо не только продемонстрировать знания, но и показать умения в анализе текста или написать чувствах по поводу тех, или иных поэтических строк. Необходимо раскрыть себя. Раскрыть грамотно, без речевых ошибок, с чётко простроенной композицией.
И вот это свершилось!
* * *
Утром 27 мая делегация из Красноярского края вылетела в Москву. В ее составе только девушки- победители: девятиклассница Виолетта Дигальцева, ученица одиннадцатого класса Ульяна Уфимцева и я, собственно, - Алиса Шаститко… Сопровождает нас Светлана Геннадьевна Липнягова.
Все участники олимпиады размещались в отеле «Салют». Помню, как таксист привёз нас в какой-то двор и не смог внятно объяснить, где находится отель.
— Где «Салют»? – недоуменно вопрошала сопровождающая.
— Вот там! - отвечал водитель, указывая в куда-то на верхние этажи.
Не помню, как мы оказались внутри, но зато очень хорошо помню впечатление, которое произвёл на меня холл. Каменный, блестящий пол, начищенные стойки ресепшена, уютные диваны, обставленные чемоданами будущих жильцов, и небольшой фонтан прямо передо мной – всё дорого и богато… В соседнем зале находился ресторан, где обедали уже приехавшие участники олимпиады. Ба, знакомые все лица, да простит меня Фамусов! 2021 год, Артек, заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе. Ребята из нашего тогдашнего отряда практически в полном составе добрались до белокаменной. Вот это сюрприз! Даже заселение в номера не произвело должного эффекта. Они были двухместными, со всеми удобствами и с шикарным видом на небоскрёбы.
Все туры нашей олимпиады проводились в корпусе Московского педагогического государственного университета. В день приезда нас повели туда. В холле, нас ждали люди в жёлтых футболках и табличками с номерами команд. Я оказалась в седьмой, там было девятнадцать человек, все мои ровесники. Присматривали за нами вожатые – студенты МПГУ.
Церемония открытия началась с напутствий. Первым выступила заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова, затем ректор и преподаватели встречающего нас университета. Председатель жюри, Светлана Игоревна Красовская пожелала нам найти новых друзей-единомышленников, добиться ярких побед и новых достижений. На открытии выступили и приглашенные гости. Мне запомнился джазовый ансамбль и полуфиналист проекта «Голос» — Кирилл Суслов… В конце церемонии все участники одновременно запускали бумажные самолётики и загадывали желания.
День второй, а тур – первый. Мы анализируем текст писателя Юрия Валентиновича Трифонова «Кошки или зайцы?» о ловком хозяине итальянской траттории, который якобы подавал своим посетителям жареных кошек под видом зайцев. Парадоксальная притча о том, как с возрастом меняется отношение к окружающему миру. О ценностях, настоящих и фальшивых, о счастье, которое ушло и, кажется, уже не вернется…
День третий, тур второй – творческий. По отрывку из записи спектакля нужно определить автора и название произведения. Легко, скажете? А если язык незнакомый? Как по невербальным средствам коммуникации (языку тела, то есть) вычислить название постановки? На этот вопрос мы пытались ответить в эссе. После этого тура многие девушки уходили в слезах: догадаться, что это был «Гамлет» Вильяма нашего Шекспира действительно было сложно…
День четвертый – свободный. Я посмотрела постановку творческого коллектива «Воробьёвы горы» по мотивам произведения Евгения Александровича Евтушенко «Четвертая Мещанская». Актёрами были наши ровесники. Это самый лучший спектакль в моей жизни! Впечатлила задумка режиссёра: всё время на сцене находилось пятнадцать-двадцать детей, каждый из них мог сыграть совершенно любого персонажа, голос нарратива складывался из отдельных предложений от каждого выступающего. Это было очень интересное и удивительное зрелище!
Побывала наша делегация и в центре Москвы. Прежде всего на выставке работ французских художников. Я внимательно изучила каждую работу, всматривалась в каждый штрих. Потом увидела величественный Храм Христа Спасителя, купола которого очень красиво освещало солнце. Впечатлил удивительный Александровский сад, который наверняка летом гораздо красивее, чем весной. Стоит только представить фонтаны около скульптур, стоящих на выложенном голубыми плитками полу, и сразу осознаёшь, насколько прекрасно это место! Через Красную Площадь мы дошли до ГУМа, где я никогда не была до этого. Сказать, что я удивилась тому, что находилось внутри, ничего не сказать! Никогда не представляла, что помещение может быть настолько притягательным и вечно весенним внутри. Наша небольшая экскурсия закончилась дегустацией знаменитого мороженого в хрустящих стаканчиках.
Каждый день в МПГУ проводилась культурная программа, каждый мог принять участие в мастер-классах. Так, я посетила занятие по профориентации, где рассказывали о том, как выбрать будущую профессию, и о том, какие специальности появятся в будущем, например, дизайнер виртуальных миров. Это занятие было довольно полезным, весь материал я сохранила. Вечером же устраивали разборы заданий олимпиады.
День пятый, тур финальный, устный. Работаем с материалами из газет «Санкт-петербургские ведомости» от 31.01.1837 и «Московские ведомости» от 7 и 8 июня 1880 года. Нужно понять, о каких важных для русской литературы событиях там говорится, в каком контексте и как меняется к ним отношение. После этого тура я была не в духе, потому что не смогла ответить на вопросы жюри.
В остальное время я общалась с ребятами из команды, с вожатыми. Мне было интересно со всеми. Мы то обсуждали, в чём смысл жизни и что есть самовыражение, то рассказывали анекдоты друг другу! Всё происходило в атмосфере тепла, уюта и любви. Каждый был готов поддержать другого в случае чего. И все мы болели друг за друга. Так тепло становится на душе, когда осознаёшь, что на свете реально есть люди, которые способны искренне радоваться за достижения другого человека! Мы стали большой и крепкой семьёй за эти шесть дней поездки. Если бы не моя команда, эта поездка бы не стала для меня такой волшебной и счастливой!
Конечно, самым приятным событием поездки стало торжественное закрытие олимпиады и награждение. Я была уверена, что получу диплом призера, и моя мечта сбудется! Так и произошло. Когда я уезжала из Москвы, я, конечно, грустила, но к этому чувству примешивалось что-то ещё. Это была благодарность. Та любовь, в атмосфере которой я находилась, стала опорой для меня, фундаментом, точкой роста, тем, что помогло мне когда-то и поможет снова!
Алиса ШАСТИТКО,
ученица 10 класса,
Лицея №103 «Гармония»
Сайт Московского педагогического государственного университета
http://mpgu.su/vsosh/
Сайт Всероссийской олимпиады школьников: https://www.olimpiada.ru/vos2022/litr